Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства – что это такое и «с чем его едят»?

Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства – что это такое и «с чем его едят»?

18.03.2022

В 2022 году в России объявлен мораторий на проверки бизнеса, в том числе на проверки соблюдения трудового законодательства*. Но это не значит, что можно расслабиться – проверяющие органы не дремлют.

*Советующие правила и исключения закрепило постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

С 1 марта 2022 года начала действовать новая редакция Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее – Положение № 1230), которая закрепила ключевые показатели государственного контроля, т.е. те показатели, при которых проводятся внеплановые проверки и на которые мораторий не действует.


Для более точного понимания что же включает в себя государственный контроль, команда компании «Бухгалтерии Плюс» подготовила разъяснения.


Что устанавливает Положение № 1230?

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – гос. контроль).

Предмет Положения № 1230

Соблюдение работодателями требований трудового законодательства.

Объект гос. контроля

  • деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - контролируемые лица);
  • деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

Кем осуществляется гос. контроль?

Федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении гос. контроля

При осуществлении гос. контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Что это такое? ГИТ при осуществлении гос. контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и ее территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, вы может узнать на сайте Роструда.

Как часто проводятся плановые надзорные мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска?

  • объекты контроля высокого риска - выездная проверка проводится один раз в 2 года;
  • объекты контроля значительного риска - выездная проверка проводится один раз в 3 года;
  • объекты контроля среднего риска - выездная проверка проводится один раз в 5 лет;
  • объекты контроля умеренного риска - выездная проверка проводится один раз в 6 лет.
  • объекты контроля низкого риска – выездные проверки не проводятся.

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

При осуществлении гос. контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.

По итогам всех проведённых профилактических мероприятий, контрольный орган не имеет права оштрафовать организацию за какие-либо выявленные нарушения.

Чтобы лучше понимать, что представляют из себя профилактические мероприятия, разберём каждое подробней.

а) Информирование

Осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" нормативно-правовую базу для осуществления государственного контроля.

б) Обобщение правоприменительной практики

Проводится для решения следующих задач:

  1. обеспечение единообразных подходов к применению контрольным органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле, муниципальном контроле;
  2. выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
  3. анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
  4. подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
  5. подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле, муниципальном контроле.

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год.

в) Объявление предостережения

Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.

В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение причинило вред, либо создало угрозу причинения вреда, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения объявляется и направляется контролируемому лицу, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

г) Консультирование

Консультирование может осуществляться должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости или ее территориального органа по обращениям контролируемых лиц, их представителей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы.

Должностные лица осуществляют консультирование по следующим вопросам:

  • организация и осуществление государственного контроля;
  • порядок организации и проведения контрольных мероприятий;
  • гарантии и защита прав контролируемых лиц;
  • эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
  • исполнение решений контрольных органов.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного органа, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

д) Профилактический визит

Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости или ее территориального органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

  • объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
  • контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.

В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Осуществление государственного контроля

Государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных мероприятий:

а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.

По итогам данных контрольных мероприятий, контрольный орган выносит постановление об устранении нарушений и (или) наложении административного штрафа.

Что включают в себя контрольные мероприятия?

а) Инспекционный визит

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

б) Рейдовый осмотр

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного мероприятия. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

в) Документальная проверка

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:

  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.
  • Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

г) Выездная проверка

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.


Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"

"Бухгалтерия Плюс" поможет пройти все контрольные мероприятия и избежать штрафных санкций.

С уважением к Вам и Вашему бизнесу, команда компании «Бухгалтерия Плюс».


К списку новостей