«Как можно расходы по содержанию личного авто учитывать в бизнесе с точки зрения налогов?» Очень часто с этим вопросом ко мне обращаются бизнесмены. Разберем возможные варианты.
Первый вариант: аренда
Когда в бизнесе используется авто, которое компания не приобретала, то можно взять его в аренду у ее собственника (физического лица), заключив договор.
Плюсы:
- Все расходы по содержанию авто в рамках такого договора несет бизнес (ремонт, расходники, ГСМ и т.д.). Данные расходы учитывается при расчете налога на прибыль и налога по УСН 15%.
Минусы:
- Документальное оформление и экономическое обоснование каждого расхода;
- Уплата в бюджет 13% НДФЛ с арендной платы.
Второй вариант: использование личного авто в служебных целях с выплатой компенсации
Оформляется приказ, где необходимо указать, кто по должности на каком автомобиле выполняет свои служебные обязанности.
В зависимости от объема двигателя сотруднику за отработанный месяц выплачивается компенсация в установленном размере.Если сотрудник в данном месяце не работал или отработал неполный месяц, компенсация не выплачивается или выплачивается пропорционально отработаному времени.
В расходы по налогу на прибыль такая компенсация включается в пределах лимита (2400.00 или 3000.00 руб.).
Третий вариант: лизинг
Юридическое лицо может приобрести автомобиль в лизинг. Сделка оформляется договором о передаче транспортного средства в аренду с возможностью его выкупа после окончания действия соглашения. В случае с транспортом в лизинге, он будет принадлежать лизингодателю, а оформлен на предприятие.
Плюсы:
- Лизинг позволяет принять к вычету НДС со всей суммы договора, которая включает не только стоимость автомобиля, но и проценты (за финансирование и удорожание, если есть), страхование, услуги ТО и прочее. Это увеличивает размер НДС к вычету и уменьшает размер налогооблагаемой прибыли;
- Для покупки автомобиля в лизинг не нужен бизнес-план;
- Можно купить автомобиль с пробегом и из-за рубежа.
Минусы:
- Машина является собственностью компании. Ее нельзя использовать для субаренды или передачи третьим лицам;
- В случае продажи транспорта средства поступают не на личный счет директора или учредителя, а на счет ООО. Такая сделка влечет за собой обязательства по уплате НДС в случае, если компания работает на общей схеме налогообложения. При прекращении деятельности организации вместе с другими активами движимое имущество будет подлежать разделу, с него нужно заплатить НДФЛ;
- Имущество принадлежит компании, и в случае ее банкротства пойдет на покрытие долгов.
Четвертый вариант: приобретение автомобиля организацией в кредит
Плюсы:
- В отличие от лизинга, транспорт в кредит сразу становится собственностью клиента с момента подписания договора;
- Кредит в сравнении с лизингом проще закрыть досрочно;
- Кредит можно взять на длительный срок. Лизинг оформляют не более чем на 60 месяцев. Автокредитование доступно на срок до 7-10 лет.
Минусы:
- Автомобиль в собственности автоматически означает необходимость платить имущественный и транспортный налоги;
- Зачастую в кредит нельзя взять подержанный транспорт;
- Невозможность оптимизировать налоги в сравнении с лизингом.
Документы, которые должны быть оформлены по расходам на содержание авто
Если это не транспортная компания, то нет необходимости оформлять путевой лист. Вместо него для подтверждения факта использования авто в служебных целях и трат на топливо можно формировать маршрутный лист или отчет из системы спутниковой навигации при ее наличии.
Необходимо разработать и утвердить в Учетной политике форму данного документа.
Маршрутный лист должен содержать информацию:
- Данные авто;
- Кто ездил;
- Когда ездил;
- Цель поездки;
- Маршрут поездки;
- Время поездки;
- Километраж;
- Сколько топлива израсходовано.
При любой хозяйственной операции в бизнесе необходимо исходить из ее деловой цели, экономического обоснования и документального подтверждения.
Топливные карты
Топливная карта — удобный инструмент учета и контроля приобретения ГСМ. Компания сама устанавливает лимит объема ГСМ на заправку авто. В компании, где применяют топливные карты, должны быть следующие документы:
- Правила работы с топливными картами;
- Журнал учета движения карт.
Что касается экономического обоснования расходов на ГСМ, рекомендую установить норматив, это позволит планировать бюджет расходов на ГСМ и контролировать расход бензина водителями.
При расчете норматива можно взять базовые нормы расхода на 100 км пробега данным видом авто из методологических рекомендаций Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р, или из данных технической документации, или же произвести самостоятельно контрольные замеры.
К базовым данным добавляем коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации. Например:
- 5%-20% — езда в зимний период;
- 5%-35% — езда по городу;
- До 7% — система климат-контроля и кондиционер;
- До 5% — авто старше 5 лет;
- До 10% — авто старше 8 лет;
- 35%-50% — езда в тяжелых климатических и сложных дорожных условиях.
Рассчитанный норматив с коэффициентами и надбавками для конкретного авто следует утвердить приказом по компании.
Правила для расчета ГСМ для грузовых авто отличаются. Необходимо добавить к расчету расход топлива на перевезенную тонну груза.
Алгоритм расчета таков:
- Расчет нормы расхода ГСМ без груза в литрах на 100 км пробега аналогично легковому авто, с поправочными коэффициентами;
- Расчет объема грузоперевозки: масса перевезенного груза (в тоннах), умноженное на расстояние в километрах;
- Грузовое авто дополнительно расходует ГСМ на перевозку тонны груза на 100км: до 2 литров бензина и 1.5 литров солярки.
директор компании "Бухгалтерия Плюс",
аттестованный профессиональный бухгалтер и аудитор
Ольга Бондарь.