При оказании услуг транспортной экспедиции, в том числе международной, особое внимание необходимо уделить договору ТЭО. Отсутствие важных условий такого договора может привести к отрицательным финансовым последствиям для всех участников бизнес-процесса.
Форма и условия договора на ТЭО непосредственно определяется бизнес-моделью оказания логистических услуг, и при их достаточном разнообразии правоотношения сторон можно охватить четырьмя основными договорными моделями ТЭО:
- Договор доставки груза получателю (от двери до двери), где экспедитор берет на себя обязательство обеспечить целиком весь транспортный процесс от принятия груза до его выдачи.
- Договор на завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог и в порты, по которому экспедитор оказывает клиенту услуги по доставке груза до места нахождения перевозчика.
- Договор на отдельные сопутствующие транспортно-экспедиционные операции и услуги (погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание, осуществление расчетных операций и т.п.)
- Договор на услуги перевозчика по транспортно-экспедиционному обслуживанию.
В Приморском крае, по данным сайта Rusprofile, транспортно-экспедиционной деятельностью занимаются более 1400 компаний. В силу особенностей географического положения региона основная сфера деятельности таких компаний связана с обеспечением импортно-экспортных перевозок.
Проведенный аудит хозяйственных договоров наших клиентов, чей бизнес связан с оказанием логистических услуг выявил следующие наиболее распространенные ошибки.
Ошибка № 1. Модель договора ТЭО не соответствует фактической работе экспедитора
На практике большинство наших клиентов - небольшие транспортно-экспедиционных компании, которые не имеют на балансе собственного транспорта и по сути их бизнес сводится к организации для заказчиков перевозки грузов до порта и/или железнодорожных станций, с последующей передачей груза крупным транспортным компаниям. При этом их договор - это модель договора “от двери до двери”, хотя на самом деле зона их ответственности распространялась только до момента погрузки груза на транспорт морского или железнодорожного перевозчика.
Применение формы договора влечет определенные риски, в частности в случае утраты или повреждения груза в процессе морской перевозки грузополучатель или грузоотправитель может предъявить требования как к перевозчику, так и непосредственно к экспедитору. С учетом того, что все крупные транспортные компании имеют серьезную договорную защиту, а подсудность — это арбитражные суды Москвы или Санкт-Петербурга, то можно предположить, что для клиента будет удобнее предъявить иск к экспедитору. И судебные перспективы в этом случае достаточно предсказуемы.
Согласно абз. 2 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26, экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза если он выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза.
Так, например, с экспедитора была взыскана сумма утраченного груза, в связи нарушением организации крепления груза на палубе судна морским перевозчиком. В этом деле экспедитору (ФЕСКО) не помогли ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (штормовой ветер) и нормы международного права, ограничивающие ответственность экспедитора (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.08.2019 по делу № А51-11990/2018.
Для устранения рисков в подобной ситуации, рекомендуем составлять договор ТЭО исходя из фактической работы экспедиторской компании и зоны ее ответственности за груз клиента. Формулировки в договоре должны быть четкими и понятными для обеих сторон, избегайте условий о том, что экспедитор обязуется обеспечить доставку груза грузополучателю.
Рекомендуем использовать следующую формулировку в договоре: “… Экспедитор обязуется оказать услуги по организации перевозки груза до морского порта и сдачи груза морскому перевозчику. Экспедитор обеспечивает сохранность груза Клиента до сдачи его морскому перевозчику и погрузки на судно...”
Ошибка № 2. В договоре отсутствуют условия возмещения дополнительных расходов экспедитора, возникших в следствие действий третьих лиц
По общему правилу клиент обязан возместить все расходы экспедитора, связанные с обеспечением перевозки его груза, если только они не вызваны действиям самого экспедитора, т.е. связаны с его ошибками и упущениям. При этом зачастую у экспедитора в рамках выполнения договора возникают расходы в связи с действиями третьих лиц, например, сверхнормативное хранение контейнеров из-за нарушения срока подачи судна под погрузку, претензиями таможни, простой вагонов в связи высокой загруженностью железной дороги и т.д. В этих случаях взыскать с клиента данные расходы при отсутствии указания на них в договоре очень сложно, а часто невозможно.
Так, например, судом был сделан вывод о том, что поскольку экспедитор является профессиональным участником рынка логистических услуг, следовательно, попытка возложить на клиента расходы за простой вагонов в связи с нарушением графика движения вагонов является злоупотреблением правом (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.01.2023 делу № А32-52197/2020).
Таким образом, в целях минимизации рисков экспедитора, в договоре необходимо прямо указать, что расходы, вызванные действиями третьих лиц, подлежат компенсации клиентом. Для усиления данного положения целесообразна отсылка на ст. 406.1 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает возложение обязанности на одну из сторон договора компенсировать потери, понесенные другой стороной, в связи с действиями третьих лиц.
Полагаем, что следующее договорное условие наиболее оптимально для определенности в данном вопросе: “… если у Экспедитора при оказании Клиенту услуг по настоящему Договору возникают дополнительные расходы, не учтенные при определении стоимости услуг, вызванные действиями/бездействиями третьих лиц, и не связанные с нарушениями, допущенными самим Экспедитором, то такие расходы возмещаются Клиентом на основании предъявленных Экспедитором подтверждающих документов…”
Рассмотренные в данной статье ошибки являются достаточно распространенными, но не единственными, которые характерны для договора ТЭО, ведущие к прямым финансовым потерям. Таким образом, когда бизнес связан с оказанием услуг транспортной экспедицией, важно особое внимание уделить этапу подготовке формы договора, а соблюдение перечисленных рекомендаций позволит минимизировать риски и обеспечить финансовую безопасность бизнесу.
Юридическая служба нашей компании с заботой о Вашем бизнесе находит оптимальные решения Ваших задач в текущем моменте с учетом наработанного профессионального опыта и накопленных знаний. Создавайте и развивайте бизнес вместе с нами.
Руководитель юридической службы
Павленко Иван Андреевич,
адвокат, партнер ООО «Бухгалтерия Плюс».